Мезолит

Около 10 тыс. лет назад происходит значительное потепление климата, что повлекло за собой окончание ледниковой эпохи. Отступление ледника ознаменовало начало новой эпохи - геологической современности - голоцена. Ледник тает и сокращается почти до занимаемой им в наше время площади. Громадные массы воды, образовавшиеся от его таяния, меняют очертания морей. Образуются новые реки, Волга приобретает современные очертания, меняется рельеф. Растительный покров меняется на более теплолюбивый и пышный. Меняется и животный мир. Еще в конце палеолита исчезли шерстистый носорог, мамонты, овцебыки. Причем вымерли они не только из-за изменения климата, но также из-за истребительных загонных охот. Охотникам приходится менять объекты промысла, ими становятся мелкие и одиночные животные, в том числе и птицы. В поисках добычи небольшие группы людей ведут более подвижный образ жизни. Совершенствуется охотничье оружие. К изобретенной еще в палеолите копьеметалке добавляется более действенный лук, ставший со временем основным видом вооружения. Существенно повышается эффективность охоты с приручением собаки. В мезолите резко возрастает роль рыболовства. Появляются верши, сети, рыболовные крючки из кости, дополнившие ловлю рыбы гарпуном или с помощью лука и стрел. В технике обработки орудий новшества заключаются в выработке более прогрессивной технике отжима пластин, появления составных орудий. К мезолитическому времени на территории Ульяновского края относятся стоянки Уткинского залива Куйбышевского водохранилища, выявленные казанскими археологами. К этой эпохе относят также памятники на территории Старомайнского района и близ г. Инзы.

Бронзовый век

Открыв секреты бронзы, люди приобрели новый, еще более совершенный по своим качествам материал для производства орудий. Температура плавления бронзы 700-900°C, в то время как меди -1084°C, причем твердость этого сплава значительно выше,чем у чистой меди. Поэтому бронзовые изделия получают более широкое распространение. Использование бронзы привело к дальнейшим принципиальным изменениям в материальной культуре, общественных отношениях, идеологии. Дальнейшее распространение получает земледелие. У ряда племен скотоводство становится основной формой хозяйства, происходит их обособление из остальной массы населения, однако еще нельзя назвать их чисто скотоводческими. Происходит накопление некоторых богатств у отдельных племен, что приводит к частым межродовым столкновениям. Эпоха бронзы ознаменована также распространением патриархально-родового строя.

Наиболее ранние памятники эпохи бронзы на территории нашего края относятся к балановской культуре, названной так по названию села в Восточной Чувашии. Эти племена принято относить к северо-восточной части многочисленной историко-культурной общности индоевропейских племен, носящей название культуры боевых топоров и шаровидных амфор. Принято считать, что они явились основой для формирования славянских, балтских и древнегерманских племен. Племена этой культуры являются пришлыми, их проникновение в Среднее Поволжье начинается в начале II тыс. до н. э. Поселения расположены в основном в труднодоступных местах, на высоких надпойменных террасах рек. Наиболее известные поселения этой культуры в нашем крае - Ашна-Пандо на средней Суре, Луговое III на верхней Свияге и Гулькин Бугор на Утке. К этой культуре можно также отнести случайные находки 13 каменных боевых топоров и боевой молот.

Также пришлыми являются племена абашевской культуры. Свое название эта культура получила по впервые изученному могильнику у с. Абашево в Чувашии. Датируется она на территории нашего края в основном серединой II тыс. до н. э. Абашевцы были великолепными металлургами, о чем говорят многочисленные находки бронзовых изделий. Памятниками абашевской культры в Ульяновской Области являются поселения: Юрманки, Торфоболото II, Белый ключ, Русская Бектяшка, Старое Тимошкино и курганный могильник у с. Ишеевка.

Значительную часть территории края в эпоху бронзы занимали племена срубной культуры. Культура была впервые выделена В. А. Городцовым и носит свое название по особенностям погребального обряда - могильные ямы под курганами обкладывались срубами в несколько венцов. Многочисленны также поселения этой культуры в Ульяновском Поволжье, мощные слои которых свидетельствуют о длительной оседлости. На поселениях исследованы жилища, в основном полуземляночного типа, площадью около 200 м. Поселения, изученные курганы и клады сосредоточены в Ульяновском Заволжье и Правобережье, составляя две обособленные территориальные группы- волжско-свияжскую и черемшанскую.

Железный век

В I тысячелетии до н. э. племена, жившие на территории края, начинают применять железо для изготовления орудий труда и оружия. С его появлением начинают исчезать еще не вытесненные бронзой орудия из камня. Распространенность железных руд значительно выше, чем медных. В Среднем Поволжье в большом количестве распространены болотные и луговые руды, примером служит крупное месторождение у села Старотимошкино в Барышском районе. Технология получения железа сложна и трудоемка, восстановление железа протекает при температуре от 900 °C и выше. Для получения такой высокой температуры требовались специальные печи-домницы, в которых восстанавливаемое из руды железо получали в виде тестообразной массы - крицы. Такой процесс получения железа получил названия сыродутного. В дальнейшем крицу проковывали, ковкой также получали изделия.

Железо значительно расширило производительные возможности людей. Важную роль в хозяйстве людей стал играть железный топор. Появляются железные лемеха плугов, серпы и косы, расширяются территории для земледелия. Резко возрастает производительность труда, отдельные родовые общины начинают быстро обогащаться. Стремление овладеть собственностью соседей приводит к частым военным столкновениям. В эту эпоху возникают городища- укрепленные валами и рвами поселения. Произошло окончательное разделение племен лесной и степной зоны по основным типам хозяйства. Скотоводство становится кочевым из-за резкого увеличения поголовья скота. Поэтому в степной зоне фактически отсутствуют поселения кочевников. Изучение таких археологических культур возможно по многочисленным курганным погребениям, разбросанным на громадных территориях. Для лесной зоны характерны поселения оседлых земледельцев

В Среднем Поволжье для этой эпохи характерны памятники ананьинской (VII-III в. до н. э.) городецкой ( VII в до н. э.- IV в. н. э. )и сарматской культур (VII-IV в. до н. э). Наиболее ранним памятником ананьинской культуры в нашем крае является Гулькинский могильник, на нем отмечены также погребения, относящиеся к городецкой культуре. Памятники городецкой культуры распространены и на реке Свияге. Хозяйство ананьинской и городецкой культур было комплексным. Население занималось земледелием, скотоводством, рыбалкой, охотой и собирательством. Важная роль в скотоводстве важная роль принадлежала разведению крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Степная зона была занята племенами савроматов, близких по культуре скифам. Савроматы вели кочевой образ жизни и известны своей воинственностью. В савроматском обществе сохранились пережитки матриархата, женщины выполняли также жреческие функции. Позднее на основе савроматских племен формируется сарматская культура. Памятники кочевников сарматов - курганные могильники и отдельные находки вещей этой культуры известны из южных районов области - Новоспасского и Мелекесского. В IV в . н .э. тюркоязычные племена гуннов начинают свой знаменитый поход на запад и переходят Волгу. В 375 г. они разгромили царство Германариха, созданное готами и сарматами, прорвались в Центральную Европу, завоевали земли бывшей Римской империи. Образуется громадная Гуннская империя. К этому времени относится бронзовой котел, найденный близ села Осоки бывшей Симбирской губернии.

В V в. складывается именьковская культура, названная так по наиболее исследованному памятнику близ с. Именьково в Татарстане, которая обязана своим происхождением гуннскому вторжению. Племена именьковской культуры занимают огромную территорию. Выделение культуры было совершено В. Ф. Генингом, который выделил ее как самостоятельное археологическое образование в 50-х годах. Именьковцы были первыми племенами, которые освоили и практиковали в Среднем Поволжье пашенное земледелие. Земледелие было ведущей отраслью хозяйства именьковских племен, однако важную роль играло также скотоводство. На территории Ульяновского края выявлено около 400 памятников этой культуры, расположенных по берегам Свияги, Черемшана, Суры, Майны, Утки и др. Интересен характер размещения памятников - обычно они располагаются гнездами, причем в центре расположено городище и около него 5-6 неукрепленных поселений. Мощные культурные слои поселений говорят о длительной оседлости. Значительных успехов именьковские племена достигли в черной и цветной металлургии, о чем свидетельствуют многочисленные металлических изделий. Для этой культуры характерна грубая лепная керамика с примесью шамота, изготовленная без применения гончарного круга. Спорным остается вопрос происхождения и дальнейшей судьбы этих племен. Крупные именьковские городища изучены на Суре,свияге, Урене, Майне- у сел Беловодье, Старое Алейкино, Кременки, Ст. Майна.

Средневековье

В VII в. в Среднее Поволжье проникают группы раннеболгарских кочевых племен. Поскольку болгары, проникнув на территорию края, продолжали вести полукочевой образ жизни, не осталось следов долговременных поселений. По этой причине основным источником изучения ранних болгар являются курганные могильники. Уникальные могильники на территории Ульяновского Поволжья были изучены самарским археологом Р. С. Багаутдиновым у с. Шиловка Сенгилеевского района. К сожалению, большая часть вещей была вынесена грабителями еще в древности. Однако археологам досталась ценнейшая коллекция вещей - золотой перстень, серьги с аметистами и жемчужиной, поясная пряжка со вставками из горного хрусталя и стекла, золотая византийская монета... Но главным украшением стала находка серии костяных пластин с сюжетными рисунками.

Придя на новые земли, булгары переходят к оседлому образу жизни, освоили землепашество, у них появляются многочисленные города и поселения. Осевшие в Поволжье болгары смешались с местным населением, создают яркую материальную культуру и раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, которое являлось одним из крупных культурных центров средневековой Европы и сыграло важнейшую роль в происхождении современных народов Поволжья. В формировании Болгарского государства участвовали многие племена. В X в. образовываются крупные города - Болгар, Сувар, Биляр, Ошель и др. На территории Ульяновского Поволжья известны многочисленные памятники той эпохи. У с. Старое Алейкино расположено булгарской городище - остатки большого города, уступавшего по территории Булгару, но превосходившего Сувар: площадь последнего 1 000 000 кв. м, тогда как Староалейкинского доходит до 2 300 000 кв. м. Городище состоит из двух частей - детинца и посада. Все городище ограждено двойным рядом валов и рвов. Однако на территории Ульяновского Поволжья известны также булгарские городища больших размеров, являющихся остатками городов, названия которых до нас не дошли из глубины времен. Города Волжской Болгарии были крупными ремесленно-торговыми центрами. Множество находок свидетельствует о развитом металлургическом и кузнечном производстве. Великолепны остатки ювелирного, косторезного, гончарного и кожевенного производства. Однако основная масса населения занималась сельским хозяйством. О земледельческом хозяйстве Волжской Болгарии свидетельствуют частые находки плужных лемехов и зерновые ямы- хранилища. Громадное значение имело и скотоводство. Сильнейший урон был нанесен Волжской Болгарии вторжением монголо- татарских полчищ. Следы страшных потрясений открываются нам при изучении археологических памятников.

На главную страницу
Hosted by uCoz